Открытый урок русского языка в 4 классе.
Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Цели урока: 1) Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе;
2) Формировать умение склонять и употреблять в своей речи имена прилагательные во множественном числе;
3) Воспитать стремление детей к учебе, умение адекватно оценивать свой труд;
Оборудование: учебники – автор Т.Г.Рамзаева, тетради, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке русского языка.
- Какое у вас сегодня настроение? А у кого плохое настроение, то давайте мы посмотрим на своего соседа, пожелаем хорошего дня и улыбнемся друг другу, посмотрим на наших гостей и поприветствуем их. Я тоже желаю вам хорошего, веселого дня.
1 слайд:Для любим… мам, о весел… днях, по сельск… дорогам, над высок… соснами.
- Как вы, думаете, что тут пропущено? (Окончания)
-Какие окончания? Вы можете подставить?
- Давайте попробуем.
- Что общего у данных словосочетаний? (Они все во множественном числе.)
- 2 слайд :Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Тема нашего сегодняшнего урока – «Склонение имен прилагательных во множественном числе».
II.Проверка домашнего задания: (Упр.338, стр. 31 учебника)
- Прочитайте свои словосочетания. (Дети по цепочке читают словосочетания)
На экране запись словосочетаний ( 3 слайд):
Смотреть на пушистую рыжую белочку, любоваться пушистой рыжей белочкой; переплыл глубокую бурную реку – летел над глубокой бурной рекой; думать над трудной задачей – решать трудную задачу; познакомить с новой интересной книгой – купил новую интересную книгу; читал фантастическую повесть – увлекся фантастической повестью.
- Какие окончания имеют имена прилагательные женского рода?
-ая, -яя, -ую, -юю, -ой, -ей – 4 слайд.
III. Чистописание:
А) Массаж рук:
Стихотворение Г.Виеру: - 5 слайд
Под цветком ежиха-мать
Принялась ежат купать.
(Хлопки в ладошки под такт стихотворения)
Кап-кап капает роса
На мордашки, на глаза.
(Работа кистями рук вверх-вниз)
Не поймет ежиха-мать,
Как им спинки отмывать.
(потирание одной ладошкой другую)
И ежата день-другой
Ходят с грязною спиной.
( Круговые движения руками)
Хоть сиди и месяц жди
Чтоб закапали дожди.
(Движения руками вверх-вниз)
Радуйтесь, что вы, ребята,
Не колючие ежата.
(Хлопки в ладошки)
Б) Работа в тетради:
- Аа, АааАааа …
Анна, Алла …
IV. Работа по теме урока:
- Ребята, прочитайте на странице 31 учебника вопрос Почемучки. Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?
- Ответ на этот вопрос мы узнаем поработав над таблицей в учебнике. Работа с таблицей на странице 33 учебника.
- Теперь, пользуясь таблицей, вы сами самостоятельно попробуйте просклонять во множественном числе прилагательные яркие солнечные (лучи).
Самостоятельная работа учащихся.
Проверка по слайду 6
На экране: 6 слайд.
И.п. (какие?) яркие солнечные лучи.
Р.п. (каких?) ярких солнечных лучей.
Д.п. (каким?) ярким солнечным лучам.
В.п. (какие?) яркие солнечные лучи.
Т.п(какими?) яркими солнечными лучами.
П.п. (о каких?) о ярких солнечных лучах.
- Что вы хотите сказать? (Прилагательные во множественном числе тоже меняются по падежам).
- Как можно узнать падеж прилагательного? (Падеж имени прилагательного во множественном числе мы узнаем по падежу имени существительного.)
- Давайте посмотрим падежные окончания имен прилагательных во множественном числе.
И.п, В.п. Р.п., В.п., П.п. Д.п. Т.п.
Какие? Каких? Каким? Какими?
-ые, -ие. -ых, -их. –ым, -им. –ыми, -ими.
Работа по учебнику:
- Чтение вывода на странице 34:
- упражнение 343 – выписать словосочетания прилагательных с существительными. Самостоятельная работа учащихся.
Проверьте свои записи: 7 слайд.
В сосновом лесу – в П.п., м.р.; в голубое высокое небо – в В.п., ср.р.; бронзовые стволы – в И.п.; столетний бор – в И.п., м.р.; под самыми облаками – в Т.П.; зеленые вершины – в И.п.
- Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?(Нет)
V. Физкультминутка:8 слайд.
На болоте подружки,
Зеленые лягушки,
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!
VI. Творческое задание:
9 слайд: Картина К.Ф.Юона «Мартовское солнце».
- Рассмотрите картину внимательно.
10 слайд: Текст с недостающими прилагательными.
«На картине изображена … весна. ….лучи солнца освещают деревню. По …. небу плывут … облака. …. березы и … тополя тянутся к … …. небу. … …. лучам радуются люди и животные.»
- Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.
Проверка:
«На картине изображена ранняя весна. Яркие лучи солнца освещают деревню. По синему небу плывут легкие облака. Белоствольные березы и высокие тополя тянутся к светлому синему небу. Теплым солнечным лучам радуются люди и животные».
VII. Закрепление материала:
Работа по учебнику:
- упр. 344 – письмо по памяти, у прилагательных определить род и падеж, выделить окончания.
11 слайд:
Задание: Дописать окончания у прилагательных:
- О смелых детях, с теплых стран, под высокими соснами, с умными животными, в теплых норках, зимние морозы.
Проверка.12 слайд.
Словарные слова:
- Ребята, назовите сказку, где добрые волшебники среди зимней стужи помогли одной девочке достать целую корзину подснежников?
- Правильно, сказка «Двенадцать месяцев».13 слайд.
- Давайте запомним, как это слово пишется, и запишем к себе в тетрадь.
VIII. Итог:
- Ребята, что мы сегодня узнали для себя нового?
- Что мы должны запомнить?
- А теперь:
Побудь учителем, дружок,
Да, да! Не в шутку, а всерьез!
Поставь сегодня сам себе
Оценку ты в кружок!
Дети оценки ставят в заранее приготовленные кружочки.
- Кто доволен собой?
- А кто не очень?
IX. Домашнее задание: Упр. 349, учить правило.
14 слайд:
Молодцы!
Спасибо за работу!
План урока в формате Word
Презентация урока
Физминутка на урок